Что такое обгон справа

 

Что нужно знать про обгон справа. Какие правила, особенности совершения маневров. Как обгонять можно и запрещено. Какой размер штрафа за правонарушение. Водителям часто приходится слышать, что обгон справа запрещен ПДД. Но, так ли это, и существует ли такой маневр? В данной ситуации разобраться непросто.

Как нужно обгонять автомобили, не нарушая правил

Если говорить про ситуации, когда обгон не предполагает наказания в виде штрафа или лишения водительского удостоверения, они заключаются в следующем:

  • дорожная разметка позволяет обгонять. Она выполнена в виде прерывистой линии;
  • единственная полоса движения в нужном направлении закрыта преградой и продолжить путь можно только, выполнив обгон;
  • дорожная разметка и знаки, не разрешающие обгонять, отсутствуют.

Запрещается выполнение маневра в следующих ситуациях:

  • на дорожном полотне присутствует разметка в виде сплошной линии или двух сплошных;
  • на пешеходном переходе, даже если на нем нет людей;
  • на мосту, потому как в этом случае маневры достаточно опасны;
  • в тоннеле по причине недостаточного количества места и ограниченной видимости, высокой вероятности возникновения ДТП;
  • на железнодорожном переезде ввиду повышенной опасности маневра.

Если говорить о ПДД и обгоне справа, запрещается выполнять такой маневр с частичным выездом на обочину, велосипедную дорожку или тротуар, потому как в этом случае есть риск возникновения ДТП. Но, часто возникают спорные ситуации относительно рассматриваемого действия, если на дороге предусмотрено несколько полос движения в каждую сторону и опережение справа не предполагает выезд на обочину.

Почему есть много сторонников запрета опережения справа

Все, кто интересуется вопросом, разрешен ли обгон справа, внимательно просматривают ПДД и не могут найти точный ответ на вопрос. Действительно, правила, регламентирующего эту ситуацию, и наказания за нарушение нет. Но, очень часто сотрудники ГИБДД расценивают такое действие как запрещенный маневр и выписывают штраф, опираясь на пункты 11.2 и 9.9 ПДД.

Почему же все-таки не стоит опережать автомобили с правой стороны? Все достаточно просто. На дорогах, где существует три и более полосы движения в каждом направлении занимать крайнюю левую полосу можно только при интенсивном движении и в случае, если остальные полосы заняты. Также делать это можно при необходимости в выполнении поворота либо разворота. Что касается обгона справа, такого определения в правилах нет, поэтому многие водители выполняют это действие, что становится причиной хаотичного движения на дорожном полотне. В результате:

  • появление аварийных ситуаций;
  • риск ДТП, когда авто снижает скорость для поворота направо, но должно пропускать обгоняющий его автомобиль;
  • нарушение культуры движения, что усложняет управление транспортными средствами.

По указанным причинам была подана инициатива о том, чтобы запретить рассматриваемый маневр. Но, пока все осталось по-прежнему.

Что это такое

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 110-56-12 (Москва)

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

8 (800) 222-69-48 (Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Обгон является одним из видов опережения. Совершая его, транспортное средство всегда выезжает на полосу встречного движения со скоростью большей, чем скорость впередиидущего авто и возвращается обратно на занимаемую им ранее часть дороги.

Опережение — движение без выезда на другую полосу с превышением скорости по отношению к движущемуся по соседней полосе транспорту; или выезд на соседнюю полосу без последующего возвращения на свою.

Бывает два вида опережения, разрешенные правилами:

  1. Без изменения полосы. Опережение происходит за счет увеличения скорости.
  2. С выездом на соседнюю полосу. Его можно производить с левой и правой полосы, без выезда на встречную.

По закону обгон и опережение разные понятия. Первое возможно только слева, а второе и слева, и справа.

Существует еще один распространенный термин — перестроение, которое не стоит путать с обгоном и опережением. Это выезд из собственной полосы или ряда с фиксацией первоначального направления. Перестроение тоже можно, как опережение, совершать в любой момент.

На картинке желтый автомобиль совершает опережение, а зеленый — перестроение:

Обгоном не является:

  • опережение транспорта без пересечения разметки;
  • опережение по правой стороне дороги без въезда на встречную полосу.

Он актуален, когда дорожное полотно состоит из двух полос, по одной в каждую сторону. Если их больше, лучше будет произвести опережение, без выезда на встречную. Оно более безопасно.

Данный маневр стоит выполнять в случае, если интенсивность движения, дорожные условия и возможность транспортного средства позволяют водителю после этого передвигаться на более высоких оборотах, чем до этого, так как машина перед ним шла медленнее.

Такое действие не всегда будет нарушением ПДД. Если нет запрещающих знаков и разметки, он совершается по правилам. Но во многих случаях он не допускается.

Обгон запрещен в следующих случаях:

  • автомобиль, передвигающийся перед тем, который собирается совершить маневр, сигнализирует левым поворотником, что поворачивает налево;
  • впередиидущая машина выполняет обгон или объезжает препятствие;
  • транспортное средство, движущееся сзади, совершает обгон;
  • при запрещающих знаках;
  • плохой видимости на дороге;
  • на четырехполосной дороге;
  • на пешеходном переходе;
  • на сложных участках дороги.

Если он начат по правилам, на прерывистой линии разметки, а закончен на сплошной, то за это последует наказание как за пересечение сплошной линии.

Обгон разрешен:

  1. На двухполосном дорожном полотне с прерывистой разметкой.
  2. Трехполосной дороге с прерывистой разметкой.

Чем быстрее будет совершен маневр, тем безопаснее он будет. Поэтому специалисты рекомендуют при его выполнении увеличивать скорость.

Фото 1

Когда правила не запрещают опережение?

Нередко бывают случаи, когда водители  нарушают правила и пересекают двойную сплошную линию. В таком случае им грозит наложение штрафных санкций. Помимо этого, произведенные действия могут привести к созданию аварийной ситуации.

Поэтому, автомобилисты должны знать, когда данный маневр разрешен, и как его выполнять:

  • Правильно рассчитано время и на маневр и расстояние до впереди идущего по встречной полосе транспортного средства.
  • Когда автомобиль находится по максимуму близко к впереди идущему автотранспорту, включается сигнал поворота и выполняется опережение.
  • Выполнение манипуляций займет малое количество времени, и машина вновь будет возвращена на свою полосу дороги.
  • Когда маневр завершен, необходимо включить сигнал правого поворота, тем самым, предупреждая других участников движения о своем намерении вернуться на прежнюю полосу.

Обгон справа

Двигаясь по дорогам с правосторонним движением, водители должны понимать, что объезжать транспортные средства разрешено только с левой стороны.

Что касаемо обгон справа ПДД, запрещает выполнение такого маневра. Связано это с тем, что в таком случае, движение будет производиться по тротуару или обочине. А это является нарушением.

Исключением выступает тот случай, когда автотранспорт, двигающийся впереди, включил сигнал поворота налево, и ожидает возможности, чтобы выполнить действие, при данных обстоятельствах, автомобилист на законных основаниях, может совершить объезд справа.

Штраф за нарушение

Понятие обгон справа не существует, поэтому нет и наказания за это действие. Если сотрудники ГИБДД поймали водителя на езде по обочине или по тротуару, взыскание налагается за этот маневр в размере 1500 рублей.

Если штраф не был оплачен в установленный срок, то задолженность передается судебным приставам. Тогда водителю придется оплачивать и сам штраф, и пеню в размере 200% от суммы взыскания.

Добросовестные автомобилисты могут рассчитывать на скидку от государства. Это означает, что при погашении штрафа в срок не более двадцати дней со времени вынесения постановления, взыскание за движение по обочине или по тротуару уменьшится в два раза и составит всего 750 рублей.

Если будет установлено не только перемещение, но и опережение по обочине, то штраф за такое действие составит уже 5000 рублей.

Такое же наказание предусматривается за обгон справа на нерегулируемом пешеходном переходе. Если проезд пешеходного перехода будет осуществлен с нарушениями предписаний, а именно: без понижения скорости, с наездом на его границы, не пропустив всех пешеходов, законодательством предусмотрен штраф в 1500 тысячи.

При повторных совершениях вышеназванных действий права заберут уже на год.

Если объезд транспортного средства водитель осуществляет по пешеходной или велосипедной дорожке, по тротуару, взыскиваться с него будет 2000 рублей.

При совершении маневра с наездом на сплошную полосу его оштрафуют на 5000 рублей или лишат водительского удостоверения на срок от четырех до шести месяцев.
Объезд пробки по правой полосе недопустим. Также запрещено становиться вторым и третьим рядом на однополосной дороге.

Если перемещение по обочине происходит из-за вынужденных причин (например, повреждений полотна дороги, совершенного дорожно-транспортного происшествия или иного недвижимого препятствия), штрафы наложены не будут.

В процессе движения по дороге водители должны быть предельно внимательны, соблюдать правила дорожного движения. Ведь правила созданы, исходя из реальных случаев, реальных аварийных ситуаций и дорожно-транспортных происшествий. На практике неправильное понимание дорожных правил или путаница таких понятий, как обгон, перестроение и опережение могут привести к плачевным результатам.

Обгон по правилам дорожного движения

Конкретно говоря, понятия «обгона с правой стороны» как такового не существует в лексике ПДД. Из этого следует, что любой водитель способен обогнать с правой стороны идущее впереди транспортное средство, но не все так просто. Дело в том, что, совершая такой маневр, водитель рискует заехать либо на обочину, либо на тротуар или бордюр. Данные действия признаются, как нарушение правил ДД пункта 9.9. Езда по таким участкам дорог разрешена только владельцам мото и вело транспорта при отсутствии специальных дорожек.

Как бы ни уверяли учащихся автошкол в том, что обгон справа запрещен, имеют место и такие понятия, как опережение и перестроение. Перестроение по полосам одного направления не считается обгоном, даже с выездом вправо. Во-первых, не было выезда на встречную полосу. Во-вторых, шофер не занял первоначальную позицию на прежней полосе.

Опережение транспортного средства – это выезд вперед впереди идущего авто на соседней полосе. Подразумевает увеличение скорости движения по отношению к опережаемой машине без пересечения пунктирной линии разметки. Совершение опережения не является обгоном. Каждому водителю необходимо усвоить эти понятия, чтобы работники ГИБДД не приписывали вам обгон справа.

Когда запрещается обгонять?

Для более полной картины важно усвоить ситуации, когда нельзя обгонять. Приводим подробный список:

  • Следующее впереди авто сигналит о начале обгона или объезда преграды.
  • Едущее впереди авто подает левый сигнал о повороте влево. В этом случае разрешается немного обогнуть ТС для осуществления опережения.
  • Сзади идущее ТС пошло на обгон.
  • Нахождение в зоне действия запрещающих знаков.
  • Передвижение по 4 полосной автотрассе.
  • Подъезд к зоне пешеходного перехода.
  • Езда по сложной части дороги.
  • На пути возникли препятствия, в том числе плохая видимость (туман, снегопад, недостаточное освещение и т. д.).
  • Вы не уверены, что завершите маневр на прерывистой линии при отсутствии встречного автотранспорта. В противном случае вас оштрафуют за пересечение сплошной линии разметки.
Читайте также: Разрешенное количество промилле

Совершая столь опасный маневр, необходимо убедиться, что вы никоим образом не создаете помех другим участникам движения. Запрещается также обгон по обочине, поскольку ставится под угрозу жизнь пешеходов, велосипедистов и других граждан.

Определение обгона

При прохождении обучения в автошколе, курсанты сталкиваются с таким определением обгона, как:

  • опережение транспортных средств с применением выезда на ряд встречного движения, а затем, с возвращением обратно.

Особенности обгона:

  1. Он является разновидностью опережения. Но последнее, при э том, не всегда выступает обгоном.
  2. Во время обгона всегда происходит выезда на полосу для встречного потока машин.
  3. После окончания маневра, авто должно возвратиться на свою полосу.

Стоит отметить, когда дорога является двух или более полосной, автомобиль, обгоняя другие транспортные средства, осуществляет опережение.

Различие понятий

Чтобы понимать, чем данные понятия разняться, необходимо знать, что опережение, это:

  • движение транспортного средства, которое имеет скорость более высокую, нежели попутный автотранспорт;
  • это будет тот случай, если маневр совершается в пределах одной полосы, то есть, не происходит пересечение прерывистой линии;
  • также, опережением  будет считаться тот случай, когда автомобиль выехал на встречную полосу движения, но на прежнюю обратно не возвратился.

Достаточно очевидной является разница между этими значениями.

То есть, при совершении обгона, автомобилист выезжает на полосу, по которой движется встречный поток машин, а в случае опережения, все маневры происходят в пределах одной части дороги.

Также, отличительной особенностью этих понятий, будет тот факт, что обгонять попутные автомобили могут как справа, так и слева. Но, как правило, такая езда будет запрещена. На дорогах очень часто установлен запрещающий дорожный знак, который информирует о том, что обгон или объезд справа запрещен. Что же касается опережения, то для него особых ограничений нет.

Фото 2

Какое наказание за нарушение?

Выяснив ранее, что такие действия не упоминаются в правилах, вопрос о наказании рассматривается иначе.

  1. Езда по обочине или пешеходной дорожке штрафуется суммой 1500 рублей.
  2. Обгон по обочине или тротуару наказывается более существенной санкцией в 5 тыс. рублей. Аналогичное наказание ожидает незадачливого водителя при опережении справа по обочине и обгоне с той же стороны на нерегулируемом пешеходном переходе.
  3. Проезд по пешеходному переходу не по правилам (заезд за перпендикулярную черту, не дождавшись окончательного перехода пеших граждан, без снижения скорости и т. д.) облагается штрафом 1500 р.
  4. Объезжая препятствия по тротуару или велосипедной дорожке, водитель понесет ответственность перед законом, поплатившись 2000 рублями.
  5. Пересечение сплошной черты при маневрированиях различного характера облагается штрафом в 5000 р. или изъятием водительских прав от 4 до 6 месяцев.
  6. Повторное пересечение сплошной в течение года наказывается лишением прав на 12 месяцев или санкцией в 5000 р. Возможны и другие исправительные варианты в зависимости от сложности ситуации:
  • только штраф;
  • только лишение ВУ;
  • штраф и лишение ВУ;
  • исправительные работы в течение 50 часов;
  • арест нарушителя на 15 суток.
Читайте также: Замена водительского удостоверения через портал Госуслуг

Окончательное решение о мере наказания выносит судья. Напоминаем, что по некоторым видам штрафных санкций государством предусмотрены скидки. Погашение штрафных задолженностей в 20-дневный срок снижает сумму на 50%. Так, вместо 1,5 тыс. рублей водитель отдаст только 750 р. и т. д. В противном случае, когда автолюбитель затягивает предоставленные сроки, он обрекает себя на удвоенный платеж. Просроченные платежи попадают к судебным приставам, у которых другие методы борьбы со злостными неплательщиками.

Внимание! Объезд скопления машин (пробки) по правой полосе наказуем. Запрещено выстраиваться в несколько рядов на однополосной трассе. Вынужденное скопление автотранспорта не считается препятствием с точки зрения ГИБДД.

Какие штрафы нас ждут?

Нарушения «обгон справа» не существует, а значит и стандартные наказания тут не работают. Между тем многие автолюбители жалуются, что имеет широкое распространение практика, когда сотрудники ГИБДД упорно вменяют им в вину именно такое нарушение и требуют штраф, да еще и попутно упоминая такое незаконное действие, как езда по обочине или тротуару. Конечно, спорить с инспектором – себе дороже, да еще и может повлечь другой штраф, за оскорбления.

Езда по обочине идет вразрез с требованиями ч.1 ст. кодекса об административных правонарушениях РФ. Такое движение наказывается штрафом на сумму 1500 рублей (по состоянию на 2015 год). Одним словом, не верьте полицейским, которые пытаются убедить, что вы совершили много проступков и за каждый из них будете платить отдельный штраф. За самый настоящий обгон не по правилам, который делается с выездом на встречную, можно поплатиться в 2015 году аж на 5000 рублей.

Езда по обочине

А что со штрафами при движении по трамвайным путям? Наказание за такое нарушение предусмотрено ст. и КоАП РФ. И тут наказания довольно серьезные: до 5000 рублей либо возможность лишения права управлять транспортным средством от 4 до 6 месяцев.

Конечно, штрафом вас не наградят, если объезд по обочине будет вынужденным. Бывает, что дорога повреждена, а то и вовсе впереди произошла авария, участники которой заблокировали все полосы в вашем направлении. Иногда есть нужда объехать по обочине поворачивающее налево крупногабаритное транспортное средство, например, фуру. Ведь этот автомобиль не всегда может совершить маневр из крайней левой полосы, особенно, если ему нужен разворот. И если движение на участке дороги не очень оживленное, он пользуется оговоркой в ПДД, которая разрешает ему занять хотя бы вторую слева полосу. Тут уж за движение по обочине вас могут и наказать, а могут и войти в ваше положение.

Ищем в правилах определение обгона

Когда в ПДД появились очередные поправки (и 2015 год – не исключение), среди автолюбителей не утихали споры о том, что считать обгоном справа, и насколько правомерен такой маневр при различных обстоятельствах. Классическое определение любой желающий может найти в тексте самих правил, в п. 1.2. Это один из сложных и опасных маневров, совершаемых в процессе езды на автомобиле, и он требует соответствующей подготовки.

Опытные водители действуют автоматически: заблаговременно включают левый поворотник, предупреждающий, что машина собирается изменить траекторию движения. Для сохранения запаса мощности во время обгона лучше всего перейти на пониженную передачу. С помощью средств обзора заднего вида (центральное и боковые зеркала, данные видеокамеры) необходимо убедиться, что маневр никак не помешает другим.

Включенный левый поворотник

Потом визуально оцениваем дистанцию с движущимся впереди авто и его скорость. В случае отсутствия каких-либо помех водитель набирает скорость и выходит на встречку. Необходимо убедиться, что отсутствует опасность в виде транспортного средства, едущего навстречу, а также маневр опасен, когда заканчивается подъем (вас могут не увидеть водители встречных машин), или на каком-то отрезке пути ограничена видимость (туман, сильный дождь, обильный снег).

Если во время вашего ускорения обгоняемый автомобиль также подал предупредительный сигнал поворотником и начал переезжать на эту же полосу, необходимо подать звуковой сигнал (или «поморгать» фарами), привлекая его внимание и заставляя отказаться от совершения маневра, либо сбавить скорость, перестроиться в ряд, откуда пришлось выехать и не мешать его движению, чтобы не создать ситуацию «двойной обгон». Как только обгоняющий автомобиль поравнялся с обгоняемым, водитель в нем переключает поворотники. Мигающий указатель предупреждает, что машина будет перестраиваться вправо, и другие должны вести себя так, чтобы не препятствовать ей завершить маневр.

Фото 3

Понятия обгона и опережения

Рассмотрим понятие обгон в редакции до и после 20 ноября 2010 года:

"Обгон" – опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы.

"Обгон" – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Обгон должен обладать следующими признаками:

1. Обгон - это частный случай опережения. Т.е. любой обгон является опережением (понятие опережения приведено ниже в тексте этой статьи), но не любое опережение является обгоном.

2. Обгон обязательно связан с выездом на полосу встречного движения.

3. Обгон обязательно связан с возвращением на ранее занимаемую полосу.

Чтобы лучше понять суть этого понятия, приведу несколько примеров обгона и несколько примеров маневра, который не является обгоном.

Примеры обгона:

1. Двухполосная дорога. Автомобиль выполняет опережение, выезжая при этом на левую половину дороги.

2. Трехполосная дорога. Автомобиль выполняет опережение, выезжая при этом на среднюю полосу дороги.

3. Четырех и более полосная дорога. Автомобиль выполняет опережение, выезжая при этом либо на левую половину дороги, если нет разметки, либо на встречную полосу, если разметка есть. Такой обгон наказывается лишением прав как при наличии разметки, так и при ее отсутствии.

Пришло время рассмотреть новое понятие в правилах дорожного движения:

"Опережение" – движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.

Как я уже писал выше, обгон является частным случаем опережения. Тем не менее, не все опережения являются обгонами.

Примеры маневра, не являющегося обгоном

1. Опережение в пределах одной полосы, т.е. опережение автомобиля без пересечения горизонтальной разметки, если такая разметка на дороге присутствует.

2. Опережение в пределах правой половины дороги, т.е. опережение автомобиля без выезда на полосу встречного движения (как на дорогах с разметкой, так и без разметки).

3. Опережение транспортного средства с выездом на полосу встречного движения, но без возвращения на сторону попутного движения.

Когда разрешается обгонять?

Двухполосные и трехполосные автодороги, разделенные прерывистой чертой, позволяют обгонять соседние автомобили. Для быстроты маневра советуется прибавлять скорость во избежание транспортного происшествия. Многие водители успешно практикуют опережение и перестроение вправо на соседнюю полосу. Правила ДД умалчивают о том, разрешен ли обгон справа, но опережать и перестраиваться можно вполне легально.

Проще говоря, справа допускаются обгонные действия только при соблюдении следующих моментов:

  • Возникла острая необходимость (срочное оказание медицинской помощи, предотвращение ДТП и другие веские причины).
  • Отсутствие машин, движущихся навстречу.
  • Отсутствие спереди и сзади движущихся автомобилей, которые подают сигнал опережения.
  • Дорожные разметки позволяют маневрировать.
  • Отсутствуют запрещающие знаки, пешеходные переходы, перекрестки, припаркованные машины, автобусные остановки и сложные участки дорог.
  • Дорожная магистраль хорошо просматривается.
  • Погодные условия не влияют на состояние дорожного полотна и грунта обочины.
  • Важно соблюдать дистанцию между автомобилями.
  • Когда обгон подходит к завершению, необходима полная уверенность шофера в безаварийном заезде на ранее занимаемую позицию.

Первый пункт списка не просто так возглавляет нижеследующие условия. Чтобы не оплачивать штраф за обгон справа, инспектору ДТС придется приводить весомые аргументы, объясняющие причину ваших неправомерных действий.

Правила дорожного движения запрещают чинить препятствия другому водителю при обгоне вашего авто. Наблюдая неправильный выезд из занимаемой полосы, важно самому не стать нарушителем ПДД. Мешать даже неправильным манипуляциям иных участников приравнивается к правонарушению и взыскивается по закону.

Почему не бывает обгона справа?

Любимый аргумент сторонников запретов – ссылка на п. 11.2 ПДД, где говорится, что обгон справа водителям запрещен. Однако они упускают один существенный момент. В ПДД 2015 года и предыдущей редакции определение обгона не менялось. В любом случае этот маневр был связан с выездом на встречную полосу движения. Другое дело, что к 2015 году ряд положений был упразднен, а часть получила новое толкование, соответствующее современным реалиям.

Говорит ли это о необходимости руководствоваться принципом «что не запрещено, то разрешено», или разработчик правил в 2015 году руководствовался какой-то идеей, отменяя ограничение, кочевавшее на протяжении многих лет из одной редакции документа в другую? Как всегда, ответ на этот вопрос лежит на поверхности. Оказывается, эта норма была бы абсолютно излишней в ПДД, дублирующей то, что и так уже содержится в тексте. Не замечали? Ну что ж, рассмотрим более подробно.

В Правилах уже имеется п. 9.9, где указано, что запрещено движение по тротуарам и обочине, за исключением ряда случаев, на которые там имеются ссылки. Допуская обгон справа, автомобиль неминуемо заедет в запретные зоны, и если необходимо будет наказывать водителя, то ему будут указывать на штраф за два нарушения (за подобный маневр и за проезд по тротуару или обочине). А это уже противоречие правовым нормам! Налицо юридический нонсенс, позволяющий трактовать норму так, как выгодно, скажем, тому же сотруднику ГИБДД.

Обгон справа

Некоторые послабления, правда, есть, но касаются они не тех, кто управляет автомобилями, а водителей мопедов и велосипедистов. Так, последним в соответствии с п. 24.2 ПДД разрешается движение по обочине, и то, если нет оборудованных велодорожек, и возраст водителя двухколесного транспортного средства больше 14 лет. Но не будем перечислять остальные случаи, касающиеся велосипедистов, вернемся к рассмотрению ситуации, когда обгон делают транспортные средства, оборудованные мощными двигателями.

Помимо того, о чем говорилось выше, другой юридический казус кроется в самом определении обгона. Так, согласно п. 2.1 ПДД на 2015 год, в его характеристике обязательно присутствует такой признак, как выезд на встречную полосу во время совершения маневра. Получается, движение справа по обочине просто не подпадает под само понятие, называемое обгоном!

Еще одна тонкость появилась в тексте правил дорожного движения: теперь перестроение по полосам одного направления исключает понятие обгона. Введено такое понятие как «опережение». Даже несмотря на то, что внешне будут реализовываться действия, совершаемые при обгоне, но нет выезда на полосу встречного движения, квалифицировать их следует только, как «маневры, совершаемые для опережения другого транспортного средства».

Перестроение по полосам одного направления

И еще одна маленькая деталь. Иногда справа находятся трамвайные пути. Так вот не будет ли нарушением выезд на них для объезда помехи справа? Линии городского рельсового транспорта по своему статусу приравниваются к сплошным разделительным полосам, и есть только два случая, разрешающих следование по путям одного с вами направления, п. 8.5, 9.6 ПДД (2015 год): для разгрузки дороги, когда полосы переполнены, и, конечно, обгон или объезд. Другие причины к нашей теме не относятся, а потому и не будем на них останавливаться. Можно только добавить, что заезд на пути встречного направления строго карается!

 

В каких случаях разрешен обгон справа

Фото 5

В пункте 10.4 действующих правил говорится, что за пределами населенных пунктов транспортным средствам необходимо двигаться только по крайней правой полосе, а на левую выезжать лишь для обгонов.

В населенных пунктах водители могут вести свои авто по любой полосе. Ее меняют только для поворотов, разворотов, обгона и остановки.

Но если дорога имеет более двух полос, двигаться по ним можно только в случаях большой загруженности.

Обгон справа запрещен, а опережение разрешено, об этом знает каждый водитель. Но в правилах об этом ничего не сказано. Есть определенные нормы опережения транспорта справа. А выполнение этого действия в качестве перестроения на крайнюю правую полосу разрешен.

В основном с правой стороны происходит обгон автомобилей по обочинам или тротуару. А это запрещено пунктом 9.9 ПДД. Двигаясь таким способом, водитель попадает под два наказания: за проезд по тротуару и обочине и за обгон справа.а

Разрешено ехать по обочине только водителям мопедов и велосипедов, которые старше четырнадцати лет, если не присутствуют специально отведенные для этого дорожки.

Но когда движение осуществляется по средней полосе и необходимо обогнать автомобиль, который едет впереди, можно перестроиться на правую полосу и прибавить скорость.

Объезд автомобиля, который подает сигнал левого поворота, можно производить справа:

Если дорога состоит из двух полос или идет плотный транспортный поток и такой маневр невозможен, следует оставаться на своей полосе и двигаться только после освобождения полосы поворачивающей машиной.

Но даже в тех редких случаях, когда можно объехать транспортное средство с правой стороны, следует воздержаться от них в случае дождя, тумана, сильного снегопада, когда видимость ограничена. Кроме того, необходимо еще и понизить скорость движения.

Штрафы за нарушения

Иногда городские дороги или магистрали слишком переполнены транспортными средствами, что водители идут на различные уловки, чтобы выехать вперед и продолжить движение быстрее.

Но нарушение правил, которое получилось зафиксировать, сулит автомобилисту выплатой штрафа.

  • Если речь пойдет о езде по обочине, то придется выплатить материальную компенсацию в размере 1500 рублей.
  • Если же объезд был произведен с нарушением правил и выездом на полосу встречного направления, где на это имеются запрещающие знаки или разметка, то водителю может быть вменена штрафная санкция на выплату денежного возмещения в размере 5000 рублей.
  • А за движение по трамвайным путям нарушителя могут лишить прав, либо также выписать штраф на сумму до 5000 рублей.

Бывают ситуации, когда за нарушения не наказывают. Это может быть в том случае, если дальнейшее передвижение по дороге затруднено и есть необходимость выехать на обочину, либо на встречную полосу, чтобы преодолеть препятствие. Дорога может находиться на ремонте, либо впереди имеет место быть дорожное происшествие. Зависеть все будет от конкретной ситуации.

При выполнении любых манипуляций на дорогах, нужно стараться предвидеть возможные последствия, а также придерживаться предписанных правил. Для выполнения опережения дождаться подходящего момента, поскольку спешка на дорогах может быть слишком опасной.

Обгон справа в новых правилах дорожного движения

В действующей до 20 ноября 2010 года редакции правил дорожного движения существует понятие "обгон справа":

11.2. Обгонять безрельсовое транспортное средство разрешается только с левой стороны. Однако обгон транспортного средства, водитель которого подал сигнал поворота налево и приступил к выполнению маневра, производится с правой стороны.

Чуть выше я привел 3 признака, которыми обязательно должен обладать любой обгон. Один из этих признаков - выезд на полосу встречного движения. Поскольку движение в России правостороннее (пункт 1.4 пдд) очевидно, что по новым правилам выполнить обгон справа не представляется возможным. Поэтому пункт 11.2 в приведенной мной редакции исчезнет из пдд после того, как изменения правил дорожного движения вступят в силу.

Хочу отметить, что после 20 ноября 2010 года у водителей появится возможность выполнять опережение справа, причем на этот маневр не накладывается никаких дополнительных ограничений.

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • https://l-a-w.ru/auto/obgon-sprava-zapreshhen/
  • https://bibiguru.ru/obgon-sprava/
  • https://pdd-helper.ru/gde-razresheny-obgon-i-operezhenie/
  • https://myautohelp.ru/voditel/pdd/obgon-s-pravoj-storony
  • https://carnovato.ru/pdd-obgon-sprava-obochine-zapreshhen-shtraf/
  • https://pddmaster.ru/documentsnews/obgon-i-operezhenie-v-obnovlennyx-pravilax-dorozhnogo-dvizheniya.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий