Что является нарушением авторских прав

 

Что делать, если кто-то использует данные с ваших страниц в соцсетях?. Рассматриваем, какая статья регулирует нарушение авторских прав и возможные виды ответственности. Перечисляем особенности нарушения авторских прав.

Политические движения

После попытки в 2006 году организовать пиратскую партию в России, политическое движение по этому вопросу зарождается заново в виде wiki-сайта [17].

Пиратские партии

Эмблема Пиратской партии Швеции Демонстрация в защиту пиратства

1 января 2006 года в Швеции появилась первая в мире Пиратская партия, выступавшая за отмену авторского и патентного права и, тем самым, за легализацию «пиратства». Первой среди аналогичных партий она добилась успеха и на высшем законодательном уровне — в 2009 году она получила в Европарламенте одно из 18 мест, закреплённых за Швецией.

Вслед за шведской основалась также Пиратская партия США[18][19] (US Pirate Party), Пиратская партия Германии, Партия Пиратов Эстонии (MTÜ Piraadipartei)[20] и Пиратская партия России.

  • Пиратская партия Швеции
  • Пиратская партия США
  • Пиратская партия Германии
  • Пиратская партия Чехии
  • Пиратская партия России
  • Пиратская партия Казахстана
  • Пиратская партия Болгарии
  • Пиратская партия Аргентины
  • Пиратская партия Финляндии

Типичная программа пиратской партии содержит такие положения и требования:

  • Снижение сроков авторского права. Реальный срок действия авторского права на данный момент составляет примерно четыре поколения, что, по мнению многих, является запредельно большим сроком. А постоянно удлиняющийся срок ничем не отличается от вечной защиты.
  • Законодательный запрет негласного сбора информации о частной жизни.
  • Недопущение цензуры в Интернете. Пока её ещё нет, однако, по заверениям Пиратской партии США, её появление в США — дело времени.

Ситуация № 3

Ваши фотографии так понравились учёному, что он решил вставить их в свою презентацию для научной конференции.

— И это нарушение авторских прав, потому что ваши фото были использованы не в личных, а коммерческих целях.

За что каждый из нас платит Российскому авторскому обществу? Подробнее

Термин «пиратство»

См. также: Пиратская партия России#Регистрация партии

Использование термина «пиратство» (англ. piracy) по отношению к авторским правам имеет давнюю историю (по крайней мере, в английском языке). Первые его упоминания относятся к 1603 году[3], позже (в 1879 году) его употребил в предисловии к своей поэме «The Lover’s Tale» Альфред Теннисон, где было сказано, что части этой работы «недавно подверглись безжалостному пиратству» (англ. «have of late been mercilessly pirated»).

Этот термин использовался также и в правовых актах. Так, в первоначальном английском тексте ст. 12 Бернской конвенции 1886 года присутствовала фраза «Pirated works may be seized on importation into those countries of the Union where the original work enjoys legal protection»[4] (в русском переводе — «произведения, подвергшиеся пиратству, могут быть изъяты при ввозе в те страны Союза, где оригинальное произведение пользуется правовой охраной»[5]). Тем не менее, даже в своих нескольких версиях Бернская конвенция никогда не налагала на государства-члены подробно изложенные обязательства в отношении проблемы пиратства[5].

В русскоязычных правовых источниках федерального уровня этот термин в значении «нарушение авторских прав» не встречается[6], однако он употребляется в локальных нормативных актах[7], документах судов[8] и специальной юридической литературе[9].

Некоторые источники[уточнить] указывают, что данный термин представляет собой журналистский штамп. По мнению Ричарда Столлмана, термин «пиратство» стал применяться к несанкционированному копированию в целях пропаганды, для создания подсознательной аналогии с морским пиратством, включающим грабежи, разбой, похищения людей, убийства, взятие заложников, потопление судов и прочие кровавые жестокие преступления. Ричард Столлман призывает не поддерживать эту пропаганду, и вместо термина «пиратство» использовать нейтральные термины, такие как: «несанкционированное копирование» или «запрещенное сотрудничество»[10].

В положительном смысле термин используют «Пиратские партии», одна из которых была создана в Швеции и в 2009 году получила несколько мест в парламенте[11].

Примеры нарушений авторского права

Видеопиратство

Основная статья: Видеопиратство

Нелегальное распространение копий фильмов и телепередач на дисках, кассетах и путём копирования через компьютерные сети. Может осуществляться как с целью получения прибыли (продажа контрафактной продукции в магазинах, на лотках), так и без (распространение копий фильмов в локальных сетях, через Интернет, обмен фильмами с друзьями на дисках). Коммерческая продукция такого рода отличается тем, что может появиться ещё до официального выхода фильма в прокат (известны случаи появления в продаже недоделанной рабочей версии фильма, украденной[уточнить] у съёмочной группы).

Качество записи может как весьма уступать лицензионной копии, так и практически не отличаться от него — в зависимости от способа копирования и проведённой дополнительной обработки. Существует система условных обозначений[12] типов несанкционированных[уточнить] копий, распространяемых по Сети (аббревиатуры, добавляемые к именам файлов).

Аудиопиратство

Нелегальное копирование и распространение копий музыкальных композиций. Включает в себя продажу музыкальных альбомов на аудиокассетах и компакт-дисках. К аудиопиратству относится и распространение музыкальных композиций в компьютерных сетях. Также пиратские радиостанции.

Обмен музыкальными композициями в Интернете принял воистину грандиозный масштаб благодаря развитию P2P-технологий. Существует большое количество разных пиринговых сетей, с миллионами участников и терабайтами музыкальных композиций.

См. также: en:Capitol v. Thomas и AllOfMP3

Программное обеспечение

Нелегальное копирование и распространение программных продуктов (в том числе компьютерных игр) на дисках и в компьютерных сетях. Включает в себя снятие разнообразных программных защит. Для этого существует специальный класс программного обеспечения — так называемые «кряки» (от англ. to crack — взламывать), специальные патчи, готовые серийные номера или их генераторы для программного продукта, которые снимают с него ограничения, связанные со встроенной защитой от нелегального использования.

Кроме того, существуют инструменты программистов, которые могут использоваться для облегчения самого процесса взлома — отладчики, дизассемблеры, редакторы PE-заголовка, редакторы ресурсов, распаковщики, и т. п.

Иногда свободное распространение проприетарной программы негласно поощряется самим правообладателем. В 1998 году Билл Гейтс, а в 2007 году Джеф Райкс (англ.) из Microsoft сказали, что будет лучше, если пользователи, использующие программы незаконно, будут использовать незаконно их программы — ведь когда‐нибудь они могут начать за них платить, и тогда пригодится получившаяся к тому времени зависимость (vendor lock-in)[13][14].

Официальной политикой органов государственного управления большинства стран и основных вендоров-производителей программного обеспечения является постепенная легализация программного обеспечения, применяемого конечными пользователями (приобретение лицензий на уже используемое ПО, либо переход на другое ПО, включая свободное, с приобретением лицензий на него). По данным BSA и IDC, уровень «пиратства» в США в 2008 году был самым низким в мире и составлял 20 % от всего используемого программного обеспечения, в странах ЕС — 35 %, в РФ — 68 % (в 2004 году — 87 %), в ряде стран бывшего СССР — 90—95 %[15].

Существует также обратный тренд — борьба за легализацию запрещаемых как нарушение авторского права действий.

Компьютерные и видеоигры

Нелегальное распространение компьютерных игр имеет свою специфику — обычно в играх применяют специфические виды защиты, с привязкой копии игры к носителю (CD или DVD). Для преодоления ограничений применяются как взломанные версии файлов, так и специальные эмуляторы CD/DVD-приводов. Часто незаконные распространители (особенно коммерческие) выполняют дополнительно локализацию игры (иногда некачественную или неполную, обычно ограничиваясь переводом субтитров, без озвучивания), в то время, как официальная локализация ещё не появилась, или игра вообще не выходила на территории страны, однако, в этом случае почти всегда прилагается оригинальная версия, без перевода (см.: Любительский перевод). Также существует практика выпуска «пиратских сборников», то есть записывание на один носитель нескольких игр, изначально на это не рассчитанных. Часто для экономии места обрезаются/сжимаются не жизненно важные части игры, например видеоролики и озвучка персонажей. Кроме того, пиратская версия игры может быть сжата сильнее лицензионной — это позволяет уменьшить размер файлов, однако увеличивает время распаковки при инсталляции (см. Repack). Например, такая практика имеет место при записи на однослойные DVD игр, распространяемых легальным издателем на более дорогих двухслойных дисках, или при их размещении для свободного скачивания через Интернет.

В сфере современных игровых приставок существует практика, называемая «чиповкой» (от англ. chip — микросхема, чип) — люди модифицируют схему приставки таким образом, что она получает способность воспроизводить неавторизованные копии игр и программы, запуск которых не был предусмотрен или был намеренно запрещён производителем приставки. Также в некоторых консолях используется перепрошивка — изменение внутреннего программного обеспечения консоли с целью запустить неавторизированные копии. Как следует из названия, чаще всего модификация заключается в размещении дополнительной микросхемы (мод-чипа) кустарным способом (или же самим владельцем приставки). Модифицированные приставки называются «чипованными».

Продажа несанкционированных копий игр для консолей также широко распространена; зачастую также с неофициальным переводом.

Многие отмечают, что сама защита от копирования, устанавливаемая на CD/DVD, противоречит законодательству ряда стран, в том числе России и США. Причиной является законодательное разрешение на изготовление резервной копии легально приобретённого CD/DVD. Издатели же, устанавливая защиту, как правило сами не предоставляют пользователям технических копий. См. также: q:en:Jack Valenti (высказывания Джека Валенти, президента Американской ассоциации кинокомпаний).

Литературные произведения

Явление нелегального (подпольного) воспроизведения литературных произведений (в том числе и пиратство) было широко распространено в СССР и носило наименование «самиздат». Люди тиражировали и распространяли литературные произведения, не имея разрешения от авторов и издателей, тем самым нарушая законы[16].

В связи с появлением сетевых электронных библиотек, бесплатно предоставляющих всем желающим доступ к текстам литературных произведений, многие из них стали распространять в основном или исключительно копии произведений, авторы и издатели которых не разрешали этого делать. Несмотря на то, что интернет-библиотеки обычно обещают идти навстречу авторам и убирать произведения из открытого доступа по их просьбе, в действительности добиться этого бывает очень сложно. В некоторых случаях даже доходит до судебных исков.

Фото 1

Распространённость нарушений авторских прав

Нарушение интересов обладателей авторских прав (которые, как правило, не являются непосредственными авторами произведений интеллектуальной собственности) широко распространено во многих странах, в том числе в России, на Украине, в Китае, Казахстане, Бразилии, Мексике и Индонезии.

Основная причина широкого распространения такого нарушения в этих странах носит экономический характер:

  • Цены на произведения интеллектуальной собственности, распространяемые правообладателями-монополистами, могут быть неоправданно завышенными по сравнению с материальными возможностями или ожиданиями пользователей произведений;
  • Официальные цены на произведения интеллектуальной собственности, возможно, являются нормальными (средними, общепринятыми) в стране, где разработан продукт, но могут быть чрезмерными для некоторых других стран (по соотношению цена продукта / (средняя зарплата — обязательный налог)).

Помимо этого, несоблюдение АП может способствовать обеспечению доступа широких слоёв населения к информации, распространение которой по той или иной причине ограничено правообладателями (например, если фильм или компьютерная игра официально не выпускаются правообладателем в той или иной стране).

Фото 2

Нарушение авторских прав: особенности

Под нарушением авторских прав понимают противоправные манипуляции, направленные на использование результатов интеллектуальных или творческих усилий пользователя со стороны третьих лиц.

При этом, автор, или лицо, официально признанное правообладателем, не будет знать о том, что его произведение используется без его ведома.

Авторские права могут быть нарушены самыми различными способами, начиная от банальной публикации части литературного произведения без ведома автора и заканчивая применением информационных инструментов с целью извлечения прибыли от противоправного проступка. В любом случае, нужно акцентировать внимание, что относительно незаконного пользования чужими наработками и трудами, могут быть нарушены определенные права:

  1. Личностные права автора, не связанные с получением финансовой выгоды. В частности, незаконно обнародованная собственность которая не содержит правдивую информацию об авторе, а в его отношении опубликованы лживые данные, несущие репутационные потери для пользователя.
  2. Исключительные права, непосредственно связанные с финансовыми результатами, полученными от публикации произведения и его последующего обнародования. Здесь для более полного ознакомления можно изучить ст.146 УК РФ.

Таким образом, любое нарушение может повлечь за собой проблемы в одной из выше перечисленных категорий прав. Хотя, нужно заметить, что чаще всего противоправные действия нарушают авторские права вкупе – как личностные, так и имущественные.

Особенно часто начали фиксироваться нарушения с того момента, как все больше пользователей стали использовать интернет технологии. Благодаря огромному количеству информационных инструментов, распространение незаконных копий приобрело огромные масштабы. Так, в случае с литературными творениями можно столкнуться, что отдельные части произведения публикуются без указания автора, или под чужими именами. А это несет вред репутации реальному автору, и сопровождается также определенными финансовыми потерями.

Законодательные нормативы

Как и все сферы правоотношений, авторское право тщательно регламентируется действительными нормами отечественного правоведения. В них рассматриваются все возможные варианты развития событий, если будет установлено, что автор или правообладатель понесли моральные или финансовые потери в результате действий злоумышленников.

Однако, наша правовая система далека от идеала, и потому нередко возникают дополнительные сложности. Так, сфера авторского права не является приоритетной для наших законодателей, из-за чего данная область правоотношений еще не до конца разработана.

Длительный период времени в нашей стране практически не было никаких процессов, которые бы отражали поддержку государства авторам и правообладателям.

Только с 2000 года государство начало принимать соответствующий закон, благодаря которому владельцы авторских прав могут быть уверены в поддержке и направить иск при необходимости. С того момента законодательные нормы начали развиваться, и с каждым годом ситуация меняется в лучшую сторону.

Как показывает практика, нарушения в области авторских правоотношений несут за собой не только материальный ущерб, причиняемый владельцу авторских прав, а и вполне реальные денежные потери. Злоумышленники не стесняются использовать чужие творения для заработка, тем самым причиняя немалый ущерб истинным правообладателям.  Чтобы предотвратить подобную ситуацию, нужно руководствоваться целым рядом правовых актов, регламентирующих правоотношения в заданном сегменте. Пользователи редко знают о том, какая статья за нарушение авторских прав должна быть применена.

К настоящему моменту в области авторского права используются следующие нормы:

  1. Ч.4 ГК РФ, которая полностью посвящена авторским правам, в частности их возникновению, реализации и поддержке со стороны законодателя.
  2. Федеральный закон №149 «Об информации, информационных технологиях и защите информации». В данном акте также поднимается вопрос защиты авторства, и определяется порядок пресечения возможных ситуаций, когда существует риск нарушения авторских прав.
  3. Нормативная документация времен СССР, которая действует поныне, а также нормы 90-х годов. Речь идет о нескольких актах, которые актуальны по сегодняшний день, в частности, закон СССР «Об изобретениях» от , ФЗ-169 «Об архитектурной деятельности» от года и многое другое.
  4. Бернская конвенция, посвященная охране литературных и художественных творений. Она считается одной из наиболее старых, и первое принятие состоялось года. В 1995 году данный закон был ратифицирован Россией, и с того момента положения конвенции действуют и у нас.
  5. Закон о Евразийском экономическом союзе, принятый в 2014 году. Здесь вопросам защиты авторских прав посвящен 2 раздел приложения №26.

Общая характеристика нарушения авторских прав

Нарушение авторских прав подразумевает не санкционированное правообладателем распространение материала, защищённого авторским правом, такого как программное обеспечение, музыкальные композиции, фильмы, книги, компьютерные игры. Обладание правами на интеллектуальную собственность защищено законами большинства стран.

Под нарушением авторских прав обычно понимаются следующие действия:

  • создание копии и её продажа;
  • создание копии и передача её кому-либо ещё;
  • в некоторых случаях перепродажа легально приобретённой копии.

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/94422
  • http://www.aif.ru/society/law/svoe_po_pravu_chto_mozhno_schitat_narusheniem_avtorskih_prav_a_chto_net
  • https://pozakony.su/avtorskoe-pravo/statya-za-narushenie-avtorskih-prav/
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий